Дни памяти: 26 апреля
Святитель Стефан,
просветитель Перми,
апостол зырян, родился около 1340
года в семье устюжского
причетника Симеона. Под
влиянием своей благочестивой
матери Марии, обладая большими
способностями, он с юных лет
проявлял необыкновенное
усердие к служению Церкви: в
один год выучился читать
Священные Книги и помогал отцу
в церкви при Богослужении,
исполняя должность канонарха и
чтеца.
В молодости святой
принял иночество в монастыре в
честь святителя Григория
Богослова в Ростове. Монастырь
славился богатым книжным
собранием. Святой Стефан хотел
читать святых отцов в
подлиннике и для этого изучал
греческий язык. В юности,
помогая отцу в церкви, он часто
беседовал с зырянами. Теперь,
овладев богатой церковной
культурой, святой Стефан горел
желанием обратить зырян ко
Христу.
Для просвещения зырян он
составил азбуку их языка и
перевел на него несколько
церковных книг. За подвиги
благочестия Ростовский
епископ Арсений (1374-1380)
посвятил его в сан иеродиакона.
Приготовив себя к
миссионерской деятельности,
святитель Стефан явился в
Москву (1379 г.) к Коломенскому
епископу Герасиму, который
управлял тогда делами
митрополии, и просил его:
"Благослови меня, Владыко,
идти в страну языческую - Пермь.
Хочу учить святой вере
неверных людей. Я решился или
привести их ко Христу, или
сложить у них за Христа
голову". Епископ с радостью
благословил его и посвятил в
сан иеромонаха. Он снабдил его
антиминсами, святым миром и
Богослужебными книгами, а
великий князь Димитрий
Иоаннович дал ему охранные
грамоты.
Из Устюга святой Стефан
спустился по Северной Двине до
впадения в нее Вычегды, откуда
начинались поселения зырян.
Много трудов, борьбы, лишений и
скорбей вытерпел проповедник
веры Христовой, живя среди
язычников, поклонявшихся
идолам, "огню, воде, деревьям,
камню и золотой бабе, и
кудесником, и волхвом, и
древью".
Особо благоговели
зыряне перед так называемой
"прокудливой березой".
Громадная по толщине и вышине
береза росла на возвышенном
месте. Зыряне собирались к ней
и приносили в жертву добытых
зверей. Святой Стефан поставил
свою келлию невдалеке от
березы и использовал собрания
суеверных язычников у дерева,
чтобы учить их святой истине.
Затем святой Стефан срубил и
сжег березу для искоренения
суеверия. Зыряне собирались
убить его. Святой обратился к
ним с проповедью: "Судите
сами, сильны ли боги ваши, когда
они не могут защитить себя от
огня? Боги ли они, когда так
немощны, да и не имеют не только
смысла, но и слуха и зрения? И от
меня, слабого, не сумело
защитить себя ваше божество. Не
таковы же ли и все другие боги
ваши? Не таков Бог
Христианский. Он видит все, все
знает и Всемогущ, ибо создал
весь мир и о всем промышляет. И
как Он благ, особенно к знающим
Его! Я желаю вам добра,
проповедуя вам Истинного Бога.
Он будет любить вас, будет
благотворить вам, когда
станете чтить Его искренне".
На месте "прокудливой
березы" святой Стефан
построил храм в честь
Архангела Михаила, низложителя
духов тьмы.
Крестившиеся зыряне
сами стали истреблять то, чему
раньше поклонялись: рубили
священные деревья, сокрушали
идолов; богатые дары,
предназначенные для языческих
жертвенников, они приносили
святому Стефану. Он велел
служившему при нем зырянину
Матфею все предавать огню и
лишь дозволял употреблять
полотно на обвертывание ног.
Но окончательный
перелом в зырянах произошел
после того, как святой Стефан
посрамил их главного жреца
Паму, который восстал против
распространения святой веры.
Жрец вступил в спор со святым
Стефаном. "У вас, христиан, -
говорил Пама, - один Бог, а у нас
много помощников и на суше, и на
воде, подающих нам счастливую
ловлю в лесах и ее избытками
снабжающих Москву, орду и
дальние страны; они сообщают
нам в волхвовании тайны,
недоступные вам". Святой
Стефан отвечал, что Истинный
Бог - один; Всемогущество - одно,
а бессилие богов-идолов
очевидно по опыту. После долгих
споров жрец Пама в оправдание
своей веры вызвался пройти
сквозь огонь и воду и того же
потребовал от святого Стефана.
"Я не повелеваю стихиями, -
смиренно отвечал святой
Стефан, - но Христианский Бог
велик: иду с тобой". Пама
затрепетал и молил избавить
его от верной смерти. "Вы
свидетели, - сказал святой
Стефан собравшемуся народу, -
сам он потребовал решить спор о
вере огнем и водой и однако не
хочет креститься. За кого
считать теперь Паму? Что с ним
делать?" "Обманщика
предать смерти, - ответил народ,
- если отпустить Паму, он
наделает тебе пакостей".
"Нет, - ответил святой, -
Христос меня послал не
предавать кого-либо смерти, а
учить. Пама не хочет принять
спасительной веры, пусть его
упорство накажет его, но не
я". Пама был выгнан. В
благодарность Господу за
победу над главой язычников,
святой Стефан построил на
Вишере храм в честь святителя
Николая. После этого проповедь
святого о Христе стала идти все
успешнее.
В 1383 году святой Стефан
был поставлен епископом Малой
Перми. Как любвеобильный отец
он неустанно заботился о своей
пастве. Для утверждения в вере
новообращенных святитель
Стефан при храмах открывал
училища, где Священные Книги
изучались на пермском языке.
Святитель присматривался к
учащимся, учитывал их
способности с тем, чтобы из них
ставить священников и
диаконов. Некоторых учеников
святитель Стефан научил писать
по-пермски. Святитель строил
церкви, в которых ставил
священников из зырян, ввел
Богослужение на зырянском
языке. Святитель Стефан
перевел на зырянский язык
Часослов, Псалтирь, избранные
чтения из Евангелия и Апостола,
Паремийник, Стихирарь, Октоих,
несколько праздничных служб и
Божественную литургию.
Во время неурожая
Святитель снабжал зырян
хлебом, много раз избавлял их
от насилия и взяток тиунов,
облегчал им подати, защищал от
нападений других племен,
ходатайствуя за них в Москве.
Плодом его подвигов и
добродетелей стало обращение
всей обширной Пермской земли к
христианству. Это великое дело
было совершено силой веры и
христианской любви. Жизнь
святителя - это победа веры над
неверием, любви и кротости - над
злобой и нечестием.
Умилительно "заочное
свидание" святителя Стефана
Пермского с преподобным
Сергием Радонежским, бывшее в
1390 году во время путешествия
святителя в Москву по
церковным делам. Святитель
Стефан горячо любил
Радонежского подвижника и
очень желал повидаться с ним на
пути из Пермской земли, но не
мог исполнить этого из-за
недостатка времени. Находясь в
10 верстах от монастыря
преподобного Сергия, святитель
Стефан, помолившись, обратился
в сторону обители и с поклоном
произнес: "Мир тебе, духовный
брате!". Преподобный Сергий,
который сидел вместе с братией
за трапезой, встал, помолился и,
поклонившись в ту сторону, где
проезжал святитель, ответил:
"Радуйся и ты, пастырю стада
Христова, и мир Божий да
пребывает с тобой!"
О глубокой духовной
связи святителя Стефана
Пермского и Преподобного
Сергия Радонежского
свидетельствует и ныне особая
повседневная молитва к ним на
братской трапезе.
Кроме устройства
церквей, святитель Стефан
основал для зырян и несколько
монастырей: Спасскую
Ульяновскую пустынь в 165
верстах от Усть-Сысольска,
Стефановскую - в 60 верстах от
Усть-Сысольска, Усть-Вымскую
Архангельскую, Яренгскую
Арханхельскую.
В 1395 году святитель
Стефан снова отправился в
Москву по делам паствы и здесь
скончался. Тело его было
положено в монастыре "Спаса
за стеною" (в храме на Бору в
честь Спасителя) в Московском
Кремле. Горько оплакивали
зыряне кончину своего
апостола. Они усиленно
упрашивали Московского князя и
Митрополита отпустить в Пермь
тело их наставника, но Москва
не хотела расстаться с
останками великого святителя.
Прославление святителя
Стефана началось еще в начале
ХV века. Житие было написано
вскоре после смерти святителя
в 1472 году. Службу ему составил
иеромонах Пахомий Серб с
иеромонахом Епифанием
Премудрым, учеником
преподобного Сергия
Радонежского, который хорошо
знал святителя и любил с ним
беседовать.
|
Close window |