Дни памяти: 26 сентября, 8 мая
Святой
апостол и евангелист Иоанн Богослов был
сыном Зеведея и Саломии - дочери святого
Иосифа Обручника. Одновременно со своим
старшим братом Иаковом он был
призван Господом нашим Иисусом Христом в число
Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив
своего отца, оба брата последовали за Господом.
Апостол Иоанн был особенно
любим Спасителем за жертвенную любовь и
девственную чистоту. После своего призвания
апостол не расставался с Господом и был одним из
трех учеников, которых Он особенно приблизил к
Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при
воскрешении Господом дочери Иаира и был
свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во
время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом
и по знаку апостола Петра, приникнув к груди
Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол
Иоанн следовал за Господом, когда Его,
связанного, вели из Гефсиманского сада на суд
беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он
же находился во дворе архиерейском при допросах
своего Божественного Учителя и неотступно
следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем
сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с
Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с
высоты Креста слова Распятого Господа: "Жено,
се сын Твой" и к нему: "Се Мати твоя" (Ин. 19, 26, 27). С этого
времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился
о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения,
никуда не отлучаясь из Иерусалима. После Успения
Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему
жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские
города для проповеди Евангелия, взяв с собой
своего ученика Прохора. Они
отправились в путь на корабле, который потонул во
время сильной бури. Все путешественники были
выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в
морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись
своего духовного отца и наставника, и пошел в
Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на
берегу моря и увидел, что волна выбросила на
берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола
Иоанна, которого Господь сохранял живым
четырнадцать дней в морской глубине. Учитель и
ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн
непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его
проповедь сопровождалась многочисленными и
великими чудесами, так что число уверовавших
увеличивалось с каждым днем. В это время началось
гонение на христиан императора Нерона (56-68).
Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За
исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол
Иоанн был приговорен к смерти, но Господь
сохранил Своего избранника. Апостол выпил
предложенную ему чашу со смертельным ядом и
остался живым, затем вышел невредимым из котла с
кипящим маслом, в который был брошен по
приказанию мучителя. После этого апостола Иоанна
сослали в заточение на остров Патмос, где он
прожил много лет. По пути следования к месту
ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На
острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся
чудесами, привлекла к нему всех жителей острова,
которых апостол Иоанн просветил светом
Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из
идольских капищ и исцелил великое множество
больных. Волхвы различными бесовскими
наваждениями оказывали большое сопротивление
проповеди святого апостола. Особенно устрашал
всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем,
что доведет до гибели апостола. Но великий Иоанн -
Сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой
действующей через него благодати Божией
разрушил все ухищрения бесовские, на которые
надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в
морской пучине.
Апостол Иоанн удалился со
своим учеником Прохором на пустынную гору, где
наложил на себя трехдневный пост. Во время
молитвы апостола гора заколебалась, загремел
гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн
поднял его и приказал записывать то, что он будет
говорить. "Аз есмь Альфа и Омега, начаток и
конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый,
Вседержитель" (Откр. 1, 8),
- возвещал Дух Божий через святого апостола. Так
около 67 года была написана Книга Откровения
(Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова.
В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца
мира.
После длительной ссылки
апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес,
где продолжал свою деятельность, поучая христиан
остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95
года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он
призывал всех христиан любить Господа и друг
друга и этим исполнить заповеди Христовы.
Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна,
ибо он постоянно учил, что без любви человек не
может приблизиться к Богу. В трех Посланиях,
написанных апостолом Иоанном, говорится о
значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой
старости, узнав о юноше, совратившемся с пути
истинного и сделавшемся предводителем шайки
разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в
пустыню. Увидев святого старца, виновный стал
скрываться, но апостол побежал за ним и умолял
его остановиться, обещая грех юноши взять на
себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души.
Тронутый теплотой любви святого старца, юноша
действительно покаялся и исправил свою жизнь.
Святой апостол Иоанн
скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного
пережил всех остальных очевидцев Господа, долго
оставаясь единственным живым свидетелем земных
путей Спасителя.
Когда настало время
отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за
пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел
приготовить для себя в земле крестообразную
могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они
засыпали его землей. Ученики с плачем целовали
своего любимого наставника, но, не решаясь
ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли
лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об
этом, остальные ученики апостола пришли к месту
его погребения и раскопали могилу, но ничего в
ней не нашли.
Каждый год из могилы святого
апостола Иоанна 8-го мая выступал тонкий прах,
который верующие собирали и исцелялись им от
болезней. Поэтому Церковь празднует память
святого апостола Иоанна Богослова еще и 8 мая.
Господь дал своему любимому
ученику Иоанну и его брату имя "сынов грома"
- вестника устрашающего в своей очистительной
силе небесного огня. Этим самым Спаситель
указывал на пламенный, огненный, жертвенный
характер христианской любви, проповедником
которой был апостол Иоанн Богослов. Орел - символ
высокого парения Богословской мысли -
иконографический знак евангелиста Иоанна
Богослова. Наименование Богослова Святая
Церковь дала из учеников Христовых только
святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.
|
Close window |