17
января 2021
воскресенье (4 января по ст.ст.)

Воскресенье 17 января 2021 / 4 января 2021

Неделя 32-я по Пятидесятнице. Глас 7.
Святки. Пост отменяется

Неделя пред Богоявлением.
Предпразднство Богоявления.
Собор 70-ти апостолов: Иакова, брата Господня, Марка и Луки евангелистов, Клеопы, Симеона, Варнавы, Иосии (Иуста), Фаддея, Анании, архидиак. первомч. Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена, Тимофея, Тита, Филимона, Онисима, Епафраса, Архиппа, Силы, Силуана, Крискента, Криспа, Епенета, Андроника, Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия, Аристовула, Родиона (Иродиона), Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия, Лина, Гаия, Филолога, Лукия, Иасона, Сосипатра, Олимпа (Олимпана), Тертия, Ераста, Куарта, Евода, Онисифора, Климента, Сосфена, Аполлоса, Тихика, Епафродита, Карпа, Кодрата, Марка, Зины, Аристарха, Пуда, Трофима, Марка, Артемы, Акилы, Фортуната и Ахаика, Дионисия Ареопагита и Симеона Нигера.
Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского (800).
Свт. Евстафия I, архиеп. Сербского (ок. 1285).
Сщмчч. Александра, Стефана и Филиппа пресвитеров (1933).
Сщмч. Николая пресвитера (1939).
Сщмч. Павла пресвитера (1941).
Прп. Ахилы, диак. Печерского, в Дальних пещерах (XIV).
Прмч. Зосимы и мч. Афанасия (III-IV).

Чтения дня

Иоанна 21:1-14 (Утр. — Ев. 10-e)
2 Тимофею 4:5-8 (недели пред Богоявлением)
Марка 1:1-8 (недели пред Богоявлением)    Римлянам 8:8-14 (апостолам)
Луки 10:1-15 (апостолам)

4. Неделя 32-я по Пятидесятнице, пред Богоявлением. Глас 7-й. Предпразднство Богоявления. Собор 70-ти апостолов.

Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского. Свт. Евстафия, архиеп. Сербского.

Прп. Ахилы, диакона Печерского, в Дальних пещерах.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой предпразднства Богоявления и службой Собора 70-ти апостолов[1] (без праздничного знака)[2].

Примечание. Служба прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского, может быть перенесена на повечерие в пятницу вечера (см. 3 января)[3].

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 7-й – 4, предпразднства, глас 8-й – 3 (см. на стиховне вечерни, без стиховных припевов), и апостолов, глас 4-й – 3. «Слава» – предпразднства, глас 3-й: «Ясен убо мимошедший праздник...», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Мати убо...».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма[4] и стихиры предпразднства, глас 2-й (см. на стиховне утрени, без стиховных припевов). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Днесь Христос...» (см. на стиховне утрени).

На стиховне стихиры воскресные, глас 7-й. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 6-й: «Грядет ко Иордану…» (см. на стиховне вечерни).

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь предпразднства, глас 4-й: «Готовися, Завулоне…» (единожды).

Примечание. Канон предпразднства, положенный на повечерии под 4 января (глас 6-й: «Сеченое сечется...»), переносится на повечерие предыдущего дня (см. 3 января).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь апостолов, глас 3-й, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Готовися, Завулоне...».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[5].

Непорочны[6] (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 10-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, предпразднства на 4 и апостолов (1-й) на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия праздника Богоявления: «Глубины открыл есть дно…».

По 3-й песни – кондак («Во струях днесь Иорданских…») и икос предпразднства, глас 4-й, кондак и икос апостолов, глас 2-й; седален апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 1-й: «Иисусу рождшуся...».

Примечание. Типикон умалчивает о кондаке апостолов, глас 1-й: «Звезды светлыя...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 39 об.) этот кондак также отсутствует.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 7-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 10-й. «Слава» – светилен апостолов: «Апостоли всехвальнии...», «И ныне» – светилен предпразднства: «Готовися, Завулоне...».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 7-й – 4, и предпразднства (см. на хвалитех утрени), глас 6-й – 4 (с припевами своими; припевы см. в Минее в стиховнах вечерни или утрени). «Слава» – стихира евангельская 10-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси...».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...»[7].

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...».

На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь предпразднства[8]. Кондак предпразднства.

На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь апостолоВ. Кондак воскресный.

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны гласа – 4, предпразднства, песнь 3-я – 4, и апостолов, песнь 6-я – 4.

На входе: «…Воскресый из мертвых…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь предпразднства, тропарь апостолов; кондак воскресный. «Слава» – кондак апостолов, «И ныне» – кондак предпразднства.

В храме Богородицы и святого – тропарь воскресный, тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь апостолов; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак апостолов, «И ныне» – кондак предпразднства.

Поется Трисвятое.

Прокимен и аллилуиарий – Недели пред Богоявлением[9] и апостолов.

Апостол и Евангелие – Недели пред Богоявлением и апостолов.

Поется «Достойно есть...».

Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес…»; и апостолов: «Во всю землю изыде вещание их...».

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...».


[1] Ср.: Типикон, Марковы главы под 7, 13, 15 сентября, 20 ноября, 5 августа; 8 сентября, 2-я Маркова глава; 21 ноября, 2-я Маркова глава; 21 декабря, 2-е «зри»; 7 января, 2-е «зри»; 1 февраля, 1-я Маркова глава; 2 февраля, 8-я Маркова глава; 7 августа, 4-е «зри»; 14 августа, «зри»; 16 августа, 2-я Маркова глава; Минея общая, «Изъявление вкратце»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86–95.

[2] В Минее (см.: Минея-Январь. М., 2002. Ч. 1. С. 109) напечатано последование всенощного бдения в честь Собора 70-ти апостолов, однако следует помнить, что эта служба имеет бденный статус лишь в храме, посвященном Собору 70-ти апостолов (ср.: Типикон, 4 января; Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 34).

[3] О порядке пения служб на повечерии см. 10 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

[4] Ср.: Типикон, 5 августа, Маркова глава; Минея общая, «Изъявление вкратце».

[5] По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 7-го гласа: «Яко нашего воскресения…».

[6] 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

[7] На воскресной утрене в течение года по великом славословии поочередно поются два воскресных тропаря. Выбор тропаря зависит от гласа рядовой воскресной службы Октоиха: при воскресной службе 1-го, 3-го, 5-го и 7-го гласов поется тропарь, глас 1-й: «Днесь спасение миру бысть...», при воскресной службе 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов – тропарь, глас 2-й: «Воскрес из гроба...» (ср.: Типикон, гл. 2-я; Часослов).

[8] Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 275–277; Минея общая, «Изъявление вкратце».

[9] Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 366–367.