11
июля 2021
воскресенье (28 июня по ст.ст.)

Воскресенье 11 июля 2021 / 28 июня 2021

Неделя 3-я по Пятидесятнице. Глас 2.
Петров пост. Разрешается рыба

Прмч. Неофита, Ионы, Неофита, Ионы и Парфения Липсийских (переходящие празднования в 1-е воскресенье после 27 июня).
Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице).
Собор Новгородских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице).
Собор Белорусских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице ): святителей Мины, еп. Полоцкого (1116), Дионисия, еп. Полоцкого (1182), Кирилла, еп. Туровского (1183), Лаврентия, еп. Туровского (1184), Симеона, еп. Полоцкого (1289); блгв. вел. кн. Ростислава, во св. Крещении Михаила, Киевского (ок. 1167); преподобномучеников Афанасия, игумена Брестского (1648), Макария Каневского, игумена Пинского (1678); преподобных Мартина Туровского (1150), Елисея Лавришевского (ок. 1250); прп. Евфросинии, игумении Полоцкой (1173), мч. младенца Гавриила Белостокского (1690); правв. девы Иулиании, кн. Ольшанской (1550), и Софии, кн. Слуцкой (1612).
Собор Псковских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице).
Собор Санктпетерсбургских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице).
Перенесение мощей мчч. бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна (412).
Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (ок. 1353).
Сщмч. Василия диакона (1918).
Прмц. Севастианы (1938).
Сщмч. Григория диакона (1940).
Прп. Ксенофонта, игум. Робейского (1262).
Прп. Павла врача Коринфского.
Иконы Божией Матери, именуемой "Троеручица" (VIII).

Чтения дня

Марка 16:9-20 (Утр. — Ев. 3-e)
Римлянам 5:1-10   Матфея 6:22-33    Филиппийцам 2:5-11 (Богородице)
Луки 10:38-42; 11:27-28 (Богородице)
Галатам 5:22-6:2 (преподобным)
Луки 6:17-23 (преподобным)

28. Неделя 3-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица». Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

Перенесение мощей мчч. бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна. Собор всех новоявленных мучеников Христовых, по взятии Царяграда пострадавших (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)[135]. Собор Новгородских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)[136]. Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)[137]. Собор Белорусских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)[138]. Собор святых Санкт-Петербургской митрополии (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)[139].

Прп. Ксенофонта Робейского.

Приводим порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с полиелейной службой в честь иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица» (А)[140], а также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с полиелейной службой прпп. Сергия и Германа Валаамских (Б).

А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 4, и Богородицы, глас 1-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – Богородицы, глас 2-й: «О, преславного чудесе!..», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Прейде сень законная…».

Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3.

На литии стихиры Богородицы, глас 5-й (см. на литии). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 8-й: «О, чудное украшение…» (см. на литии).

На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 6-й: «Надеждо безмерная…».

По Трисвятом – тропарь Богородицы («Троеручицы»), глас 4-й (трижды)[141].

Примечание. Тропари по Трисвятом можно петь следующим образом: «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь Богородицы («Троеручицы»), глас 4-й (единожды)[142].

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы («Троеручицы»), глас 4-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[143].

Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом[144]. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален Богородицы, глас 4-й: «Чудо преславное…» (см. по 1-м стихословии), ин седален Богородицы, глас тот же: «Чудо чудесем…» (см. по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – седален Богородицы по полиелее, глас 8-й: «Велие чудо…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…» (но не «Молитвами Богородицы…»). Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и Богородицы (Минеи) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 8-й; седален Богородицы, глас 5-й. «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 3-й. «Слава, и ныне» – светилен Богородицы.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 2-й – 4, и Богородицы, глас 5-й и глас 6-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее, в службе Богородицы, на стиховне великой вечерни). «Слава» – стихира евангельская 3-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Богородицы. Кондаки Богородицы и воскресный читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 6, и Богородицы, песнь 3-я – 4.

На входе: «...Воскресый из мертвых...».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь Богородицы («Троеручицы»). «Слава» – кондак воскресный, «И ныне» – кондак Богородицы («Троеручицы»).

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь Богородицы, тропарь храма; кондак воскресный. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Богородицы.

Примечание. В храме святого тропари и кондаки по входе можно петь в порядке, указанном для храма Господского и Богородицы[145].

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и Богородицы.

Апостол и Евангелие – дня и Богородицы.

По «Изрядно…» поется «Достойно есть».

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 4, и преподобных, глас 8-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – преподобных, глас 6-й: «Славим Тя, Триипостасный Боже…», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная…».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобных – 3.

На литии стихира храма и стихиры преподобных, глас 3-й (см. на литии). «Слава» – преподобных, глас 2-й: «Благодатный свет…» (см. на литии), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О, чудесе новаго...»[146].

На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава» – преподобных, глас 8-й: «Монахов лицы…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневестная Дево...»[147].

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобных (по выбору), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[148].

Полиелей. Величание преподобных и избранный псалом[149]. «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седален преподобных по 1-м стихословии, глас 1-й: «Божественным желанием...»; седален преподобных по 2-м стихословии, глас 5-й: «Не внешнее сткляницы...». «Слава» – седален преподобных по полиелее, глас 4-й: «Хваляще Имя Господне...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Сбытие словес Твоих...». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и преподобных на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос преподобных, глас 4-й; седален преподобных, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 3-й. «Слава» – светилен преподобных, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 2-й – 4, и преподобных, глас 4-й и глас 6-й – 4 (со славником[150] и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне великой вечерни). «Слава» – стихира евангельская 3-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобных. Кондаки преподобных и воскресный читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 6 и преподобных, песнь 3-я – 4.

На входе: «...Воскресый из мертвых...».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь преподобных. «Слава» – кондак преподобных, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобных; кондак воскресный. «Слава» – кондак преподобных, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобных; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак преподобных, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и преподобных.

Апостол и Евангелие – дня и преподобных.

По «Изрядно…» поется «Достойно есть».


135 См.: Минея-Май. М., 2002. Ч. 3. С. 429–444.

139 Благословением Святейшего Патриарха Кирилла от 5 ноября 2014 года утвержден Собор святых Санкт-Петербургской митрополии. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 22 октября 2015 года была утверждена и рекомендована к общецерковному богослужебному употреблению служба всем святым, в земле Санкт-Петербуржской просиявшим. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4251204.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/445).

140 Ср.: Минея, 23 июня, «Аще ли прилучится Сретение Богородицы в Неделю»; Типикон, 27 ноября, «Потребно есть ведати и сие, яко аще случится праздник Пресвятыя Богородицы, честнаго Ея Знамения: и святаго великомученика Иакова Персскаго, в Неделю».

141 Ср.: Типикон, 27 ноября, «Потребно есть ведати и сие, яко аще случится праздник Пресвятыя Богородицы, честнаго Ея Знамения: и святаго великомученика Иакова Персскаго, в Неделю».

142 Ср.: Минея, 23 июня, «Аще ли прилучится Сретение Богородицы в Неделю».

143 Если у святого, память которого пришлась на воскресный день, есть свой тропарь – на утрене на «Бог Господь» тропари поются обычным порядком, и на «И ныне» поется Богородичен воскресный по гласу «Славы»; при этом Богородичен текущего гласа не поется на «Бог Господь» на «И ныне», а переносится на «Слава, и ныне» по 1-м стихословии, рядовой же Богородичен по 1-м стихословии в этом случае опускается. Однако если глас тропаря, поемого на «Славу», совпадет с гласом Недели, то Богородичен текущего гласа и Богородичен рядовой по 1-м стихословии остаются на своих местах (см. Типикон, гл. 52, «В Неделю на утрени, на Бог Господь»). В данном случае по первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся паче смысла…».

144 При пении избранного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор…».

145 Ср.: Типикон, 27 ноября, «Потребно есть ведати и сие, яко аще случится праздник Пресвятыя Богородицы, честнаго Ея Знамения: и святаго великомученика Иакова Персскаго, в Неделю».

146 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782.

147 Там же. С. 65–67.

148 Если у святого, память которого пришлась на воскресный день, есть свой тропарь – на утрене на «Бог Господь» тропари поются обычным порядком, и на «И ныне» поется Богородичен воскресный по гласу «Славы»; при этом Богородичен текущего гласа не поется на «Бог Господь» на «И ныне», а переносится на «Слава, и ныне» по 1-м стихословии, рядовой же Богородичен по 1-м стихословии в этом случае опускается. Однако если глас тропаря, поемого на «Славу», совпадет с гласом Недели, то Богородичен текущего гласа и Богородичен рядовой по 1-м стихословии остаются на своих местах (см. Типикон, гл. 52, «В Неделю на утрени, на Бог Господь»). В данном случае по первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся паче смысла…».

149 При пении избранного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор…».

150 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир Минеи допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73).