Вечером в Великий Четверг совершается Утреня Великой Пятницы, или служба 12-ти Евангелий, как обычно называют это богослужение. Все оно посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове этой дивной и скорбной службы.
Церковь раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию Креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя. Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами: «Слава долготерпению Твоему, Господи!».
О чтении Страстных Евангелий в этот день упоминает уже святитель Иоанн Златоуст.
В Великую Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву.
Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия тела Христова и погребения Его. Священнослужители поднимают Плащаницу (то есть изображение Христа, лежащего во гробе) с престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма.
В тот же день после вечерни в храмах служится утреня с чином погребения Плащаницы. Она начинается как надгробная служба: поются погребальные тропари (статии), совершается многократное каждение. После пения 118-ого псалма и прославления Святой Троицы провозглашается весть о женах-мироносицах, пришедших ко гробу. Это первая, пока негромкая, — потому что Спаситель еще во гробе, — благая весть о Воскресении Христовом.
В завершении утрени, после пения Великого славословия, совершаются крестный ход — Плащаницу обносят вокруг храма при пении Трисвятого. Шествие сопровождается погребальным звоном колоколов. Священнослужители, войдя в храм, подносят Плащаницу к царским вратам, а потом возвращают её на место посреди храма, чтобы ей могли поклониться все прихожане. Там она находится до позднего вечера Великой Субботы, напоминая верующим нахождение Иисуса Христа во гробе.
Великая Суббота — и скорбный, и радостный день: Христос ещё лежит во гробе, ещё не настало Воскресение, но уже всё наполнено предпасхальной радостью.
Службы Великой субботы сохранили ряд характерных черт раннехристианского богослужения. Они имеют ряд литургических особенностей: в богослужении Великой субботы прослеживаются как траурные, так и праздничные, воскресные, черты. По обычаю важнейших постных дней Литургия совершается после вечерни (как в Великий Четверг и навечерия Рождества Христова и Богоявления). По традиции в течение многих веков именно в этот день совершалось крещение оглашенных , в связи с чем в богослужении присутствуют многочисленные ветхозаветные чтения: 15 паремий (отрывков из книг Ветхого Завета) от книги Бытия до пророчеств Даниила повествуют о страстях, смерти и Воскресении Спасителя, и грядущей славе Церкви Новозаветной. А на Литургии после Апостола исполняется особый текст, состоящий из стиха «Воскресни Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». Во время пения этих стихов иереи и диаконы извлачаются черных одежд и облачаются в белые. Вместо Херувимской песни поется древний гимн Иерусалимской Церкви, который мы слышим лишь единожды в год: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».
Великая суббота — день, исполненный тишины и покоя. Все затихает и наполняется надеждой и ожиданием Воскресения. После Литургии освящаются куличи, яйца и другая пасхальная снедь. Вечером начнется чтение Деяний святых Апостолов… И совсем скоро зазвучит: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити»!
