А́ртос (от греч. ἄρτος — хлеб) — большая просфора с изображением Воскресения Христова или Креста, освящаемая в конце Божественной литургии в день Пасхи. В продолжение Светлой седмицы артос лежит в храме перед иконостасом, а вне службы – перед открытыми Царскими вратами, напоминая о явлениях Воскресшего Господа апостолам и о пребывании Его с нами. Сообразно со значением Пасхи, которая соединяет в себе события смерти и Воскресения Господа, на артосе изображается крест, увенчанный тернием, или образ Воскресения Христова.
В память того, что Господь по Своем Воскресении многократно являлся апостолам и вкушал с ними пищу, апостолы и после Его Вознесения имели обычай оставлять за трапезой незанятым среднее место и полагать пред ним часть хлеба, как бы для Господа, присутствующего среди них. Вот этот хлеб и представляет собой ныне употребляемый в Церкви артос.
Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии торжественно совершается крестный ход вокруг храма, где наряду с иконой Воскресения и Евангелием износится и артос. В некоторых монастырях есть обычай, по которому артос ежедневно поставляется на трапезу и полагается на особом столе или аналое для напоминания монахам, что среди них, как некогда среди апостолов, невидимо присутствует Сам Господь, истинный Хлеб жизни. При этом в чине артоса поются тропари, в которых говорится о Воскресении Христа и о Его пребывании среди Его последователей.
В субботу Светлой седмицы на богослужении священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а затем раздается народу. Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос принято употреблять в особых случаях, например, в болезни, всегда со словами «Христос Воскресе!».
Артос по благодати ниже антидора, но выше просфоры. Т.е. если верующий захочет принять сразу артос, антидор и просфору, то сначала вкушается антидор, затем артос, а затем просфора. Святитель Иннокентий Херсонский в слове перед раздачей артоса говорил: «Его должно употреблять с благоговением как святыню, но не следует придавать ему какое-нибудь большее значение. Некоторые думают, будто этот хлеб может заменять божественное Причащение Святых Христовых Тайн. Такое мнение – грешное; христианин должен знать и помнить, что ничто, никакая святыня не может заменить Пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисусa Христа».