В день Великого Четверга вспоминается пасхальный ужин (по-славянски – «вечеря»), который Христос совершил со Своими учениками. Праздник Пасхи существовал ещё в ветхозаветные времена, и посвящен он был избавлению народа от египетского рабства. Понимая, что час Его близок, Христос решил совершить пасхальную трапезу на день раньше обычного. Христа в то время уже искали, поэтому ужин был тайным, на нем присутствовали только ближайшие ученики.
Перед ужином Господь, препоясавшись полотенцем, подобно слуге, взял кувшин с водой и умыл ноги ученикам. Он показал всем пример смирения: Учитель умывает ноги Своим ученикам. Среди апостолов был и Иуда, которому Христос, омывая ноги, давал шанс покаяться, но душа предателя уже настолько очерствела, что её не тронуло даже это. Иуда спокойно, будто ничего не произошло, подставил свои ноги, а апостол Петр, напротив, зная о своем недостоинстве, пытался отказаться от омовения: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?» Христос ответил Петру: «То, что Я делаю, ты уразумеешь позже». Но Петр, как самый ревностный и горячий из апостолов, продолжал возражать, пока Христос не сказал ему: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Тогда апостол Петр, больше всего желавший оставаться с Господом, по-детски искренне воскликнул: «Господи! Тогда омой не только ноги, но и руки и голову». Христос воспользовался репликой апостола, чтобы ещё раз дать возможность Иуде покаяться: «‟Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все”, ибо Он знал предателя Своего, потому и сказал: ‟не все вы чисты”» (Ин. 13:10).
Потом, уже во время трапезы, Иисус еще раз скажет, что среди двенадцати есть один предатель, и каждый с недоумением и страхом будет спрашивать: «Не я ли это?» – так спросит и Иуда, делая вид, что не понимает, о чем речь.
Каждый год праздник Ветхозаветной Пасхи отмечался ритуальной трапезой, на которой обязательно были хлеб и вино. Старший за столом разламывал хлеб, вкушал сам и давал младшим, затем поднимал чашу, возблагодарив Бога, отпивал и передавал дальше всем участникам трапезы. И вот, Христос, проводя этот традиционный обряд, добавил к нему нечто новое. Взяв хлеб, Он преломил его и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ешьте, это Тело Мое, за вас на смерть предаваемое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все, ибо это Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:28). Так апостолы впервые стали участниками таинства Причащения, в котором под видом хлеба и вина христиане вкушают Тело и Кровь Христа. С тех пор это происходит на каждой литургии, не символически, а реально соединяя нас со Христом.
В Великий Четверг, то есть в день установления таинства Причащения, каждый христианин старается причаститься Тела и Крови Христовых. А вечером в этот день на службе читается двенадцать отрывков из Евангелия, повествующих о страданиях Христа и Его смерти на кресте. Но относятся они уже к следующему дню.
По материалам портала pravoslavie.ru