В этот день Церковь отмечает день своего рождения, которое произошло в момент схождения на апостолов Святого Духа.
На 50-й день после Воскресения Христа апостолы находились в Иерусалиме, когда «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4).
Праздником Святой Троицы этот день назван потому, что в тот момент обнаружилось видимым образом действие Третьего Лица Пресвятой Троицы – Духа Святого. Вот как об этом пишет святитель Иоанн Златоуст: «И наполнил весь дом. Бурное дыхание было как бы купелью водною; а огонь служит знаком именно обилия и силы. Этого никогда не случалось с пророками; так было только теперь – с апостолами; здесь все делает сам Дух Святой и таким образом является равночестным Отцу и Сыну».
По традиции на праздник Святой Троицы православные храмы украшают травой и зелеными ветвями, прежде всего, березы, которая в России является одним из символов этого праздника.
После Литургии в день праздника совершается Великая вечерня с чтением коленопреклонных молитв. Их читает священник, стоя на коленях в царских вратах, обратившись лицом к народу. Эти молитвы содержат прошения о милости Божией, о ниспослании Духа Святого, о упокоении умерших. Составлены эти молитвословия в IV в. святителем Василием Великим, Каппадокийским.
В первой молитве мы исповедуем пред Отцем Небесным наши грехи и просим Его помиловать нас ради великой жертвы сына Его, Господа нашего Иисуса Христа. Во второй молитве мы просим Господа даровать нам Божественнаго Духа. В третьей молитве просим Господа, сошедшего во ад и сокрушившаго силу диавола, упокоить наших усопших отцев и братьев в “месте светле, в месте злачне, в месте покойне”.
Это первые разрешаемые в храме коленопреклонения со дня Св. Пасхи.