С трепетом и с глубоким сознанием священного ужаса мы поклоняемся сегодня перед Крестом Господним. И вместе с этим, мы празднуем победу Божию над грехом, над злом, над всем, что разделяет человека и мир от Него.
Художественные изображения Креста часто заслоняют в нашем сознании тот крест, каким Спаситель нёс его на Голгофу, крест, на котором умирал Господь. В те далекие времена крест значил смерть преступника; смерть такого преступника, перед которым содрогалось ужасом человеческое сознание, преступника, который людьми, народом, градом был извержен вон, которому места не было среди людей, путь которого через жестокую смерть лежал во дно адово. Таким видели Спасителя предавшие Его на смерть, осудившие Его на распятие, пригвоздившие Его ко кресту, глумившиеся над Ним в часы Его умирания; Он был для них преступником, который заслуживал последнего извержения из среды людей и смерти – то есть исключения из среды живых.
Православные иконы и Распятия являют нам покой смерти Христовой; западные распятия показывают нам мучительную смерть человека, – но реальность сочетает и то, и другое, и является чем-то ещё большим, нежели просто смерть человека, который сумел всей жизнью и всей смертью своей любить, до победы Божией. Христос перед Своим распятием говорил Своим ученикам: Никто не отнимает у Меня жизни – Я её Сам отдаю… И в молитве перед освящением Святых Даров мы говорим, что Христос был предан – нет, не предан! – Он Сам Себя отдал на крестную смерть нашего ради спасения…
Распятие Христово – это действие свободной, Божественной Любви, это действие свободной воли Спасителя Христа, отдающего Себя на смерть, чтобы другие могли жить – жить вечной жизнью, жить с Богом. Иуда Его предал; Пётр от Него отрёкся, трое из учеников спали в Гефсиманском саду, все бежали. Ирод цинично над Ним насмехался; Пилат от страха перед людьми Его предал на смерть; первосвященники, по слепой вере и зависти, требовали Его распятия – но в конечном итоге Христос стал человеком, жил, страдал и умер, потому что я, и ты, и каждый из нас в отдельности и все вместе мы потеряли Бога грехом, забывчивостью, себялюбием – каждый из нас. Потому что для каждого из нас, как Спаситель сказал в одном видении, Он претерпел бы весь ужас Гефсиманской ночи и весь ужас крестного умирания и смерти… Он свободно отдал Свою жизнь для тебя, и для меня – не коллективно для нас, а ради каждого из нас, потому что каждый из нас Ему так дорог, так Им возлюблен, что цена ему – вся жизнь, и весь ужас, и всё страданье, и вся смерть Христовы.
И этому всему знаком является крест, потому что, в конечном итоге, любовь, верность, преданность испытываются не словами, даже не жизнью, а отдачей своей жизни; не только смертью, а отречением от себя таким полным, таким совершенным, что от человека остаётся только любовь: крестная, жертвенная, отдающая себя любовь, умирание и смерть самого себя для того, чтобы жил другой.
И вот мы поклоняемся Кресту, который для нас означает всё это, и победу Божию; и как благоговейно должны мы совершать крестное знамение, относиться к тому, что оно значит для нас; когда мы кладём на себя крест, мы кладём на себя знак, перед которым дрожат все тёмные силы, раз сразившиеся с Богом крестом, и побеждённые этим крестом. Мы этого не умеем ощутить; но тёмные силы трепещут и отходят от Креста Господня.
Но вместе с тем, когда мы совершаем крестное знамение, мы как бы на себя берём Крест Христов; мы решаемся следовать за Ним; а путь Христос нам указал: отвергнись себя, возьми крест, и иди за Мной; чтобы никто у тебя не отнимал жизни, отдавай её каждый день, каждый час, пока не придет время отдать её раз и навсегда в руки Божии. И пусть вся твоя жизнь будет несением этого креста – знамения победы и готовности твоей так жить и так умирать, как умирал Господь.
И как благоговейно должны мы совершать крест, зная, помня, что крестом мы исповедуем всю веру свою, складывая три пальца вместе, чем свидетельствуем нашу веру во Святую Троицу, и сгибая остальные два пальца, чем напоминаем самим себе, тёмным силам и каждому, что мы верим во Христа – и Бога и человека, сошедшего на землю и отдавшего Свою жизнь за нас.
Поэтому, когда будете подходить ко Кресту сегодня на прощанье – поклонитесь ему благоговейно, любовно, трепетно, но приложившись к нему, отдавая ему поцелуй веры и поцелуй любви, примите заповедь Господню: Отвергнись себя! Возьми свой крест, и последуй за Мной – куда бы Я ни пошел… Аминь.
Митрополит Сурожский Антоний (Блюм)
* * *
В нашем храме находится уникальная святыня — частица Древа Честного и Животворящего Креста Господня. По традиции, ковчег с этой святыней в праздники Креста выносится из алтаря для поклонения.