В праздник Покрова Пресвятой Богородицы вспоминается чудо явления Пречистой Девы почитаемому христианскому святому Андрею, Христа ради юродивому, и его ученику Епифанию. Описание этого видения приводится в житии блаженного Андрея, помещённом в Великих четьи-минеях святителя Макария Московского 2 октября по ст. ст., на следующий день после праздника Покрова:
Стра́шно и чу́дно виде́ние Андре́я и Епифа́ния, ка́ко ви́деста на возду́се святу́ю Богоро́дицу, прише́дшу Влахе́рну в святу́ю це́рковь с а́нгелы и с Предоте́чею и с Богосло́вцем Иоа́нном и с ине́ми мно́гими святы́ми. Наро́ду стоя́щу в це́ркве, ви́деста моля́щуся с слеза́ми к Сы́ну за ве́сь ми́р. И глаго́ла Андре́й к Епифа́нови: «Ви́диши ли Цари́цу и Госпожу́ все́х, моля́щися за мир?» Он же рече́: «Ви́жу, о́тче!» И покры́вши честны́м Свои́м омофо́ром, светя́щися па́че еле́ктора лю́ди су́щая в це́ркве.
История самого события, послужившего поводом к установлению праздника, известна достаточно хорошо. К Константинополю подступили войска варваров. В те годы подобные набеги нередко заканчивались кровавой резнёй, и жители византийской столицы оправданно ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью.
Согласно описанному видению, Богородица по воздуху пришла Царскими вратами во Влахернскую церковь Константинополя в сопровождении ангелов, Иоанна Предтечи, Иоанна Богослова и сонма святых. Остановившись вблизи амвона перед алтарём, Богородица сняла с головы омофор и держала над молящимися в церкви людьми. Омофор при этом сиял, как електор (от греч. ἤλεκτρον — янтарь). Омофором или покровом назывался женский головной убор, большое покрывало, закрывающее голову и плечи. Святые Андрей и Епифаний видели, как Богородица покрыла Своим омофором всех людей, молившихся в храме, защищая их от бед и напастей. Это явление стало зримым выражением молитвенной помощи Богородицы, молящейся «со слезами к Сыну за весь мир». Чудесный Покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти.
Кем были кровожадные покорители византийской столицы? По некоторым данным, это были пришедшие к Константинополю сарацины. Однако, есть и другая версия. Как полагает ряд учёных, события праздника описывают произошедшее с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира.